Электроприборы
Электроприборы: точечное освещение, люстры и подвесные лампы, торшеры и настольные лампы, трековые светильники, мебельная подсветка и подсветка ниши светодиодной лентой
Электроприборы
Электрика: электроприборы

Электрика: электроприборы

Содержание

Что говорится в СП о разделе электрики?

Нормы прокладки электропроводки в жилых помещениях регламентированы такими актами:

  • Правила устройства электроустановок (ПУЭ) — планирование и монтаж, соединения и коммутация, применение материалов.
  • ГОСТ 31565-2012 — пожарная безопасность, предотвращение возгораний.
  • ГОСТ 50571.15-97 — правила прокладки линий, способы монтажа на различных поверхностях.
  • СП 256.1325800.2016 — заземление и безопасность, изоляция и размеры.
  • СНиП 31-110-2003 — размещение приборов, расстояние и места установки.

Нарушение правил прокладки проводки в квартире влечет за собой административную и материальную ответственность.

Основные пункты требований и правил

Размещение розеток, выключателей и электропроводки на расстоянии от поверхностей и объектов:

  • пол — 30-120 см;
  • стыки панелей — 20 см;
  • оконные и дверные проемы — 10 см;
  • канализационные и водопроводные трубы — 30 см;
  • раковины, ванны — 50 см;
  • отопительные приборы — 20 см;
  • электроплиты — 15 см;
  • газовые магистрали — 40 см.

Точечное освещение

Натяжные потолки все чаще оборудуются точечными светильниками; приборы интересны тем, что помогают правильно организовать освещение, сделать его более интересным. Чтобы потолочный свет был практичным и не резал глаза, важно правильно подобрать тип спотов и продумать схему их распределения.

Схема размещения множественных источников света зависит от нескольких параметров. На ее выбор влияет тип помещения, уровень естественного освещения, будущая расстановка мебели, необходимость выделения зон.

Точечные источники монтируют по классической и комбинированной схеме. На натяжном потолке их располагают в виде круга, овала, по периметру комнаты; возможны более сложные комбинации. Для любой схемы важно выдерживать расстояния, рекомендованные нормами СП.

Лампы для встроенных светильников и подсветки

Встроенные светильники достаточно разнообразны; они отличаются внешним декором и типом цоколя. Важный критерий – яркость источника, она выбирается в зависимости от требований освещенности конкретной комнаты и количества источников.

Ограничивающим фактором служит материал потолка, в который предполагается встраивать споты. Возможны следующие варианты:

  • Если споты будут устанавливаться в пленочную конструкцию (из ПВХ-пленки), то для них выбирают компактные люминесцентные и галогенные лампы с мощностью, не превышающей 20 Вт.
  • Если для пленки предполагается закупка ламп накаливания, то выбирают изделия мощностью не выше 40 Вт.
  • Если натяжной потолок будет тканевым, мощность ограничивается 35 и 60 Вт соответственно.

Светодиоды считаются наиболее удачным решением для ламп, установленных на натяжном потолке. Светодиодные источники отличаются надежностью и экономичностью, их выбирают исключительно по яркости, температуре цвета, возможно, по форме (встречаются стандартные и дизайнерские разновидности).

Подсветка чаще всего играет декоративную роль, но может повлиять на расположение светильников на потолке. В качестве источников подсветки обычно выбирают линейные лампы, неоновые или люминесцентные, иногда ограничиваются установкой светодиодной ленты или линейной LED-лампы.

Технические требования по размещению

Любая схема создается на основе технических требований, которые касаются не только выбора, но и установки светильников. Необходимо придерживаться следующих несложных, но важных рекомендаций:

  • Между светильником и сварным швом выдерживают минимум 15 см.
  • Между лампой и любой точкой стены сохраняют расстояние не меньше 20 см.
  • Если планируется комбинация точечных светильников и люстры, предпочтительной выглядит центрально-симметричная композиция, в которой люстра помещается по центру потолка.
  • Если потолочный свет разрабатывается для студии, то люстру можно (и даже нужно) сдвинуть из центра. Например, ее вешают над зоной гостиной или столовой; иногда используют несколько люстр.
  • Расстояние до окна никак не влияет на схему размещения. Схема должна решить первостепенную задачу: как можно более равномерно осветить все объекты в комнате.
  • Параметры ламп указаны в их техническом паспорте; информация поможет понять, как расположить точечные светильники на потолке.
  • Предполагается, что одного источника света достаточно для освещения 2 м². Но в расчетах необходимого числа приборов все, же лучше использовать уменьшенный параметр: 1,5 м².
  • Важно придерживаться симметричности, как между отдельными спотами, так и относительно стен.

Расчет параметров светильников

Технические требования предписывают использование одного спотового прибора на 1,5-2 квадрата. Количество ламп может быть четным или нечетным, что зависит исключительно от схемы их расположения: симметричная схема требует четного числа, и наоборот. Кроме площади помещения и особенностей схемы во внимание принимают тип ламп, их параметры, а также дизайн и назначение комнаты. Также важно учитывать форму светильников, ведь они бывают не только накладными, но и встраиваемыми или подвесными.

Строительные правила регулируют уровень освещенности для жилых помещений; нормы отличаются в зависимости от типа помещения:

  • Для туалета, ванной и коридора достаточно 50 лк (люкс, единица освещенности).
  • Для спальни и кухни – 150 лк.
  • Для детской – 200 лк.
  • В гостиной, кабинете, библиотеке, бильярдной – 300 лк.

Классические и комбинированные схемы

Классические схемы основаны на использовании большого количества точечных источников. Множественные источники света представляются выгодным решением. Они открывают широкие возможности для индивидуального дизайна, их можно расположить в виде любой фигуры. Классическую схему рекомендуется разбить на две или более групп подключения. Электрическая схема усложнится (на каждую группу нужен свой блок питания), зато вы получите световое зонирование комнаты и экономию электроэнергии.

Комбинированными называются схемы, включающие люстру. Основное отличие - роль основного источника освещения отводится люстре, а остальные световые приборы располагаются в отдалении от нее и играют второстепенную роль. Как и в случае с классической схемой, здесь также удобно разделить лампы по подключению.

Среди способов размещения точечных источников популярны следующие варианты:

  • Овал. Позволяет добиться равномерного освещения комнаты. Часто используется в комбинированной схеме (с люстрой).
  • Круг. Хорошо освещается центр, но углы могут остаться недостаточно освещенными.
  • Угловая схема. Требует монтажа люстры в центре помещения, чтобы ликвидировать там недостаток освещенности.
  • Дуга. Помогает зонировать комнату, сделать акцент, например, на месте отдыха.
  • Прямоугольник. Визуально расширяет пространство.
  • Волна. Подходит для комнат с нестандартными габаритами, отвлекает от неправильной формы.

Что влияет на выбор схемы

При выборе способа расположения светильников нередко приходится принимать во внимание следующие переменные:

  • Естественное освещение. Учитывается не столько уровень дневного света, сколько его наличие. В прихожей или ванной стандарт требует одного светильника на 1,5 квадрата, в спальне или гостиной каждому источнику отводится по 2 квадрата.
  • Расположение мебели. При разработке схемы нужно уточнить, где будут находиться высокие предметы мебели. Неприятно, если после монтажа окажется, что высокий шкаф загораживает часть светильников: полотно потолка уже прорезано, а для шкафа, возможно, нет другого места.
  • Дополнительные характеристики. Важна не только мощность свечения, но и цветовая температура ламп. Диапазон 2700-3000 К соответствует теплому свету ламп накаливания. Нейтральное, приближенное к дневному, освещение у ламп с температурой 4000-4300 К. Диапазон 5000-6500 К делает свет холодным (как в пасмурный день).
  • Зонирование комнаты. Если планируется выделенный потолочный свет (например, для зоны отдыха или работы). В приоритете должен быть комфорт и гармоничность основного и локального светового потока.
  • Дополнительное освещение. Схема изменится, если вы решите добавить LED-ленту на натяжном потолке, или запланируете поставить около дивана торшер.

Люстры и подвесные лампы

Разновидности люстр и особенности их крепления

По типам светильники разделяются на потолочные и подвесные. Подвесные – приборы, прикрепляемые к потолку на некотором расстоянии с помощью шнура, цепи или стержня. Такие устройства идеально подходят для помещений с высокими стенами. Как правило, они имеют несколько плафонов, направленных вверх, вниз или в стороны. Для крепления приборов этого типа обычно используют крюк.

Потолочные люстры предназначены для помещений с низкими потолками. Они дают меньше света, поэтому чаще устанавливаются в коридорах, санузлах, кухнях. По форме могут быть овальными, круглыми, квадратными или прямоугольными. Представляют собой пластину-каркас, на которой закреплены плафоны, и декоративную накладку, выполненную из стекла или пластика. В качестве крепежа под люстру круглой или овальной формы разного размера используют специальную планку.

Виды и способы крепления

Существует несколько типов крепления люстр:

Монтаж с помощью потолочного крюка

Самый простой способ крепления подвесной люстры – использование специального крюка. Этот метод подходит лишь для прочных оснований: бетона, дерева.

При монтаже светильника весом до 4 кг допускается упрощенная технология: в потолке высверливают отверстие под размеры крепежа, вбивают дюбель, вкручивают крюк с резьбой. При работе с деревянным потолком обходятся без дюбеля – крепеж вкручивают прямо в отверстие.

Для массивных изделий, чей вес превышает 4 кг, потребуется более основательное крепление. Лучше всего использовать анкерный болт (бабочку). Он надежно фиксируется в основе, выдерживая большие нагрузки. В просверленное отверстие вставляют анкер и затягивают до упора. Закрепляют светильник, соединяют провода. Для маскировки крепления на крюк надевают специальную накладку-чашу.

Монтаж с помощью крепежной планки

Планка – тип крепления, представляющий собой пластину, фиксируемую на потолке с помощью саморезов, на которую впоследствии монтируется осветительный прибор.

Алгоритм действий при монтаже люстры на планку:

  1. Определяют на полотке место под светильник. Выбирают участок, по которому не проходит кабель. Прикладывают планку, делают разметку отверстий карандашом.
  2. С помощью дрели или перфоратора проделывают отверстия.
  3. Вставляют дюбели.
  4. Прикладывают планку так, чтобы отверстия на ней совпадали с дюбелями. Используя саморезы, прикручивают деталь.
  5. Прикладывают люстру, соединяют провода.
  6. Крепят прибор на планку: прикладывают чашу так, чтобы отверстия под крепеж на ней совпадали с теми, что имеются на установленной детали. Закручивают гайки.
  7. При таком способе монтажа потребуется помощник, поскольку самостоятельно держать прибор и соединять провода не получится.

Крепление на кронштейн

Крепление для люстры в виде кронштейна обычно входит в комплект к ней. Фиксируется эта деталь к потолку с помощью нескольких (обычно двух) саморезов. Кронштейн заранее прикручивают к осветительному прибору.

Процесс монтажа: сначала просверливают отверстия в потолке, в них вставляют пластиковые дюбели, затем собранный светильник прикладывают к дюбелям, вкручивают саморезы.

Для бетонных перекрытий используют анкер-бабочку. Если требуется закрепить осветительный прибор на потолке из ГКЛ, определяют линии, по которой проходит элемент каркаса (брус, металлопрофиль), вкручивают крепеж из набора для крепления люстры именно в него, а не в гипсокартон. Отверстие маскируют чашей.

Способы крепления люстр на разные типы потолков

Гипсокартонный потолок

Гипсокартонная конструкция – это подвесной потолок, который располагается на несколько см ниже плиты перекрытия, благодаря чему в образовавшемся пространстве легко спрятать коммуникации. Однако при монтаже светильника на потолок из гипсокартона возникают определенные трудности. В идеале все работы выполняют в процессе возведения каркаса и его обшивки.

На плите перекрытия отмечают место расположения осветительного прибора. Если нужно установить люстру методом крепления на крюк, то в отверстие вставляют анкер, после чего возводят каркас и обшивают его, оставив отверстие под вывод кабеля и цепи, которая будет держать светильник. После монтажа отверстие в гипсокартонной конструкции закрывают декоративной чашей.

При установке потолочной люстры используют планку, поэтому потребуется создать основу под нее. Нужно вырезать из бруса деталь толщиной на несколько мм меньше расстояния от плиты перекрытия до потолка из гипсокартона. По форме она должна совпадать с планкой или быть чуть больше. После обшивки каркаса фиксируют на ней планку, а уже к ней крепят светильник.

Деревянный потолок

На потолке, выполненном из дерева, установить осветительный прибор проще всего. Потребуется разметить участок под светильник, сделать в потолке отверстия, закрепить крюк (если применяют подвесной способ крепления люстры) или прикрутить планку либо кронштейн.

Потолок из бетона

Обычно крюк не входит в набор для крепления люстры, поэтому его выбирают самостоятельно, принимая во внимание материал перекрытия. Так, для бетонного лучше всего использовать «бабочку», поскольку он обеспечивает надежную фиксацию благодаря своей конструкции.

Нужно сделать в потолке отверстие под размер и диаметр анкера, вставить крепеж, вкрутить. Проверить прочность можно подвесив равный или чуть больший по массе, чем светильник, предмет. Убедившись, что крюк выдержит, монтируют люстру к бетонному потолку.

Натяжной потолок

На натяжной потолок можно крепить светильники двумя способами: с помощью крюка или планки.

Метод, который используют, когда прикрепляют светильник на натяжной потолок без крюка:

  1. Выпиливают из бруска толщиной на 4-5 мм меньше расстояния от перекрытия до поверхности натяжного полотна деталь круглой, квадратной или овальной формы по размерам люстры.
  2. Высверливают в ней отверстия под крепеж (для надежности рекомендуется сделать минимум 4).
  3. Прикладывают планку к потолку, намечают карандашом точки под дюбели.
  4. Сверлят перфоратором или дрелью отверстия.
  5. Вставляют дюбели, фиксируют деревянную деталь на потолке саморезами.
  6. Производят установку натяжного полотна.
  7. Определяют участок, где закреплена планка. Помечают по центру.
  8. Приклеивают специальное пластиковое кольцо нужного диаметра.
  9. Когда клей засохнет, строительным ножом осторожно вырезают полотно внутри кольца.
  10. После этого деревянная основа будет доступна, к ней прикрепляют планку.
  11. Достают провода, подсоединяют к светильнику.
  12. Прикрепляют люстру к планке.

С креплением на крюк дело обстоит несколько иначе: вместо деревянной основы к потолку прикручивают крюк, устанавливают натяжной потолок. Когда полотно высохнет, находят точку установки крепежа, строго под ним наклеивают пластиковое кольцо, вырезают, закрепляют цепь на крюке, подвешивают люстру и соединяют провода. Вырезанный участок полотна закрывают чашей.

Подключение электропроводки

Соединение люстры с электросетью – важный этап при установке потолочного светильника. Прежде всего нужно определить типы кабеля на потолке. Их может быть 2 или 3, чаще всего они различаются по цвету:

  • синий – ноль;
  • красный, коричневый либо черный – фаза;
  • зелено-желтый – заземление.

Если маркировка отсутствует или есть сомнения в ее правильности, делают так:

  1. включают электричество в помещении;
  2. индикаторную отвертку прикладывают последовательно к оголенному концу каждого кабеля – при контакте с нулем индикатор не загорается, а с фазой – загорается.

От каждого плафона люстры идут по 2 маркированных провода (ноль, фаза). Их нужно собрать в 2 группы по типу, скрутить, обе эти скрутки соединить с теми, что на потолке. Соединяют их, используя клеммы.

Торшеры и настольные лампы

Подбор по видам

Все торшеры разделяются на две основные категории – декоративные и функциональные. Первые имеют вычурное оформление и выступают в роли декоративных элементов. Вторые являются полноценными осветительными приборами и предназначены для создания основного освещения в комнате.

Традиционные

Классический вариант торшера характеризуется строгостью форм, отсутствием блестящих или ярких деталей. Внешне абажур в классическом стиле имеет форму усеченного конуса, который располагается на тонкой длинной ножке. Для классического интерьера характерно превалирование черного и белого цвета, могут встречаться и другие сдержанные оттенки.

Со столиком

Торшер со столиком помимо функции осветительного элемента является и мебелью. Сама столешница может иметь круглую, квадратную или нестандартную геометрическую форму. Столик размещается в нижней части, как подставка, над которой возвышается плафон. Стол удобен тем, что на него можно положить пульт, поставить чашку или оставить мобильный телефон. Поэтому такие модели актуальны в местах, где необходимо сэкономить жилое пространство.

С полкой

Торшер с полкой позволяет заменить тумбочку возле кровати, у дивана, в гостиной. Они пригодны не только для освещения, но и для хранения небольших предметов, различной утвари и нужных в хозяйстве мелочей. По количеству полок торшеры могут иметь одну, две или более. Также полки могут быть закрытыми и открытыми – первые создают замкнутое пространство, а вторые предоставляют свободный доступ к предметам с любой стороны.

Торшеры-вазы

В качестве ножки у такого торшера используется ваза или ножка размещена внутри вазы, создавая эффект своеобразного цветка. В некоторые модели можно поместить искусственные цветы или другие элементы дизайна. Но следует понимать, что это только декоративная ваза и наполнять ее водой однозначно не стоит – электричество плохо взаимодействует с влагой и такая манипуляция может привести к плачевным последствиям.

Торшеры-ночники

Устанавливаются как прикроватные светильники, отличительной особенностью таких моделей является умеренный приглушенный свет. Их задача – создать достаточную видимость, при которой свет не будет мешать спать людям, находящимся в зоне отдыха. Поэтому абажур в них закрывается тканью или бумагой, что обеспечивает мягкое рассеивание.

Подбор по комнатам

Наиболее популярными типами помещений выступают:

  • гостиная или зала;
  • спальня;
  • коридор или прихожая;
  • кухня;
  • детская.

Каждая из комнат предъявляет свои критерии в зависимости от требуемых световых эффектов для какого-либо режима работы или приятного времяпрепровождения.

Гостиная

Главное требование для торшера – получение яркого освещения. Место установки определяется конкретной задачей, если вы хотите заполнить какое-то пустое пространство в гостиной, то напольный светильник следует устанавливать именно туда. Если вы хотите выделить зону чтения, то его размещают вблизи соответствующего кресла или дивана. Также можно поместить торшер возле каких-либо элементов интерьера, где требуется дополнительный свет.

Спальня

В спальне напольные торшеры прекрасно замещают настенные лампы. Их устанавливают у изголовья кровати, чтобы обеспечить умеренное освещение пространства для отдыха. Размещение при входе в комнату не практично, так как световой поток нужен в спальной зоне. Модели на высоких ножках, имеющие общее назначение, должны создавать рассеянное освещение. Низкие торшеры, устанавливаемые вместо настольных светильников на прикроватной тумбочке, лучше брать с направленным световым потоком.

Коридор

В отличие от остальных помещений, в прихожей вы проводите крайне небольшой промежуток времени, поэтому тратиться на установку дорогой люстры и прочего осветительного оборудования не стоит. Гораздо проще установить торшер на высокой ножке в стиле минимализма, чтобы он занимал как можно меньше и без того не хватающего пространства.

Кухня

Торшер, как и место приема пищи, по дизайну интерьера должен либо побуждать к приему пищи, либо наоборот, смотря какие цели вы преследуете. Более яркие модели способствуют лучшему аппетиту, стимулируют желание кушать, что особенно актуально для маленьких детей.

Детская

Важным критерием выбора торшера для детской является небьющийся абажур, поэтому хрустальные плафоны и прочие хрупкие материалы должны быть полностью исключены. Прекрасно подойдут модели, включающие в себя изображения сказочных героев, героев кинофильмов и прочие изготовленные в аналогичном стиле. Цвет предпочтительнее выбирать в соответствии с обстановкой помещения, но акцент делается на светлых тонах.

Подбор по параметрам

Помимо типа комнаты при выборе торшера необходимо дополнительно учитывать ряд характеристик: его назначение, размеры, стилистику и т.д.

Назначение

В зависимости от назначения выделяют торшеры для общего освещения, для чтения и для декоративной подсветки. Модели для создания общего освещения отличаются сравнительно большой мощностью ламп, которая могла бы заменить люстру или настенный светильник. Торшеры для чтения одинаково подходят для занятия рукоделием или моделированием, основная черта для них – создание направленного светового потока, они становятся равноценной заменой настольным лампам, также хорошо, если в функционал торшера входит маленький столик.

Стиль

Для создания атмосферы уюта в комнате торшер должен подбираться в соответствии с уже имеющимся стилем интерьера. Наиболее популярные варианты:

  • Классический – отличается прямой металлической ножкой с круглой подставкой. Абажур, как правило, имеет форму усеченного конуса из ткани или бумаги, на поверхности могут размещаться роспись или даже вышивка бисером.
  • Хай-тек – изделия с футуристическим акцентом, таким торшерам присущи необычные формы, изогнутые линии, сферические и выпуклые детали. В цветовой гамме преобладают серые, белые и черные тона, гораздо реже возникают яркие линии, призванные подчеркнуть какой-то элемент.
  • Нео-барокко – выбор приверженцев богемы и роскоши во всем, такие торшеры выглядят очень богато, украшаются большим количеством декоративных элементов, они невероятно броские, но имеют стандартный абажур в виде усеченного конуса на прямой высокой ножке.
  • Минимализм – включает в себя минимум деталей, как правило, направленный поток света. Основной девиз таких моделей – ничего лишнего, поэтому ни абажур, ни подставка никакого украшения не имеет.
  • Ретро – это торшеры с ярко выраженным акцентом на старину, сюда могут входить огромные лампы Эдисона, старые шнуры, потемневшие от времени подставки.
  • Прованс и кантри – деревенские стили, в которых преобладают деревянные детали, абажуры из натуральной льняной или хлопковой ткани. Иногда конструкция украшается цветочными или растительными орнаментами.

Габариты

Основными параметрами являются диаметр и высота ножки, а также диаметр и высота абажура.

Ножка определяет область от пола до источника освещения – в этом пространстве она должна свободно располагаться. Здесь могут находиться подлокотники диванов и кресел, которые никак не мешают распространению светового потока.

Размеры плафона должны быть такими, чтобы они не мешали свободно перемещаться вблизи торшера. Для моделей с направленным потоком света важно, чтобы предметы под торшером не закрывали его.

Дополнительно соотнесите размер торшера и находящейся поблизости мебели и другого украшения интерьера. Так как тонкий изящный светильник не подойдет к громоздкой грубой мебели, в равной степени, как и большой объемный торшер, будет неуместен у изящной софы.

Количество ламп

От их числа напрямую будет зависеть яркость освещения, чем больше ламп – тем большую площадь комнаты сможет обеспечивать торшер. В некоторых моделях устанавливается отдельная лампочка, которая предназначена для чтения, освещения зеркала или какой-то зоны. К примеру, в торшере рассеивающего типа для общего или декоративного освещения комнаты, ниже может устанавливаться отдельная направленная лампа для чтения и т.д.

Материал изготовления

По материалу плафона наиболее распространены такие варианты:

  • Металлический – надежный и практичный торшер, такие светильники легко транспортируются, не боятся падений и других механических воздействий. К недостаткам изделия стоит отнести его большой вес.
  • Стеклянный плафон – довольно распространенный вариант, так как ему легко придать нужную форму, цвет и другие параметры. Но это самый хрупкий и небезопасный материал.
  • Бумажный – в большинстве своем, призваны имитировать китайские фонарики, но могут реализовать и другие замысловатые формы. К недостаткам следует отнести их низкую прочность, подверженность температурным воздействиям, что устанавливает ограничение на мощность ламп.
  • Тканевые – хорошо подходят для классических вариантов, имеют неограниченную цветовую гамму и форму рисунков. К недостаткам относят сложность ухода и низкую прочность.
  • Пластиковые – отличная альтернатива стеклянным моделям, так как имеют не менее большое разнообразие, но не так бояться механических воздействий.
  • Деревянные – имеют хорошую прочность, красиво смотрятся в интерьере, но изготовление вычурных конструкций довольно затруднительно.
  • Для материала основания и опоры торшера используется металл, дерево или пластик. Их главная задача – обеспечить достаточную прочность для восприятия механической нагрузки от светильника.

Трековые светильники

Преимущества таких систем

  • Подходят для монтажа на любом типе потолка: стандартном, гипсокартонном, натяжном и реечном. Также доступны 4 варианта крепления трековой рейки: на плоскость потолка, через крепежные скобы, клипсы и с помощью подвеса;
  • Вариативные комбинации соединения шинопроводов между собой позволяют создавать уникальные проекты освещения: от простых П-образных или квадратных конструкций, до сложных асимметричных форм;
  • Возможность передвижения светильников по шинопроводу делает систему универсальной для любых пространств: от жилых помещений в интерьерах hi-tech или лофт, до магазинов или выставочных залов.
  • В трековых системах могут быть установлены различные светильники. И здесь нет ограничений. Диапазон мощностей, типы цоколей и ламп, а также сам дизайн светильников – все это не имеет значения. Возможности подключения разнообразных светильников и прожекторов зависят только от выбранного типа трековой рейки.

Особенности осветительных приборов

  • Все источники света объединены в одной электромонтажной системе;
  • Система может состоять из однотипных или разнотипных светильников, отличающихся по дизайну и мощности;
  • Можно концентрировать световой поток на необходимых зонах помещения;
  • В зависимости от поставленных задач светильники можно убирать или добавлять, поворачивать в нужную сторону.

Конструкция трековой системы

Светильники соединены между собой с помощью шинопровода и специальных суппортов. Шинопровод представляет собой систему проводников, размещенных внутри лотка, трубы или иной подобной оболочки, которая состоит из разделенных промежутками шин. На шинах размещены группы контактов, с помощью которых осуществляется подключение к системе светильников.

Трековая система освещения состоит из таких элементов:

  • Шинопровод
  • Суппорты
  • Светильники
  • Крепежные элементы
  • Блок питания

Виды трековых светильников

По типу используемых ламп

  • Галогенные. Их часто можно встретить в торговых заведениях, в плане стоимости это самые доступные решения.
  • Люминесцентные. Характеризуются надежностью и долговечностью.
  • Светодиодные. Их преимущество заключается в экономном расходе электроэнергии, ярком и ровном освещении, длительном сроке эксплуатации.
  • Двухфазные,
  • трехфазные,
  • минитрековые системы.

При необходимости к шинопроводу подсоединяют одну или несколько групп ламп, независимых друг от друга. Это открывает большие возможности для создания необычного освещения в интерьере.

По типу углов отражателей

  • Узкие (10-20°). С их помощью можно создавать оригинальные визуальные эффекты. Системы используются для освещения витрин и товаров, к которым необходимо привлечь внимание покупателей.
  • Средние (20-30°). Используются для освещения стеллажей и примерочных кабин.
  • Широкие (30-50°). Предназначены для создания равномерного освещения. Их обычно устанавливают в торговых залах, кассовых зонах, зонах отдыха.

Преимущества и недостатки трековых систем освещения

  • Простая установка.
  • Сочетание удобства, практичности и многофункциональности.
  • Маневренность. Систему без особых усилий можно переместить в другое место.
  • Бесперебойная работа в течение длительного времени, срок службы – до 15 лет.
  • Низкое энергопотребление.
  • Экологическая безопасность.
  • Возможность создания общего или направленного освещения в зависимости от личных предпочтений.
  • Возможность установки на разных потолочных поверхностях (в том числе на гипсокартонных и подвесных потолках).
  • Футуристический внешний вид, который будет уместен в различных интерьерах. Светильники придают помещению невероятную эстетику и создают в нем потрясающую атмосферу.
  • Трековая система не требует специального ухода. Светильники не притягивают пыль и легко моются.
  • Осветительная техника не нагревается во время работы и не создает шума.

Из недостатков трековых осветительных приборов можно отметить только их высокую стоимость.

Из каких материалов изготавливаются трековые светильники

  • Алюминий. Это легкий и прочный материал, который обеспечивает хорошее отведение тепла.
  • Пластик. Самый дешевый материал, он быстро нагревается и легко повреждается при механическом воздействии.
  • Нержавеющая сталь. Прочный и устойчивый к воздействию окружающей среды материал.

Какие лампы используются

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • галогенные лампы;
  • светодиодные лампы;
  • инфракрасные лампы;
  • энергосберегающие лампы.

При выборе лампочки также нужно учитывать цветовую температуру, она измеряется в кельвинах (К):

  • до 3500 К – теплый желтый свет, используется для создания атмосферы домашнего уюта;
  • 3500-5000 К – нейтральный дневной свет;
  • от 5000 К – холодный белый свет.

За яркость лампы отвечает световой поток, этот параметр измеряется в люменах (Лм). В среднем на 1 кв. метр необходимо 215 Лм.

В каких помещениях используются светильники

Сегодня трековые светильники устанавливают в таких помещениях:

  • торговые залы;
  • музеи;
  • галереи, выставочные центры;
  • бары, кафе, рестораны;
  • офисные и административные помещения;
  • жилые дома и квартиры.

Осветительные приборы будут уместно смотреться в любом интерьере, будь то классика, модерн или хай-тек. Светильники могут выполнять не только осветительную, но и декоративную функцию. При желании систему можно подключить к специальной панели управления, которая регулирует интенсивность светового потока (диммирование) и смену цветов.

Как правильно выбрать трековый светильник

При покупке необходимо учитывать такие параметры:

  • Тип шинопровода. Он бывает однофазным, двухфазным и трехфазным. Количество фаз зависит от того, сколько групп светильников будет подключено.
  • Материал. Наиболее прочными являются трековые системы, изготовленные из легированной стали, алюминия, сплава стали и титана и других металлов.
  • Степень защиты. Если осветительная техника будет установлена в помещении с повышенным уровнем влажности, лучше выбрать модель со степенью защиты от IP44 и выше.
  • Вид ламп. Дешевле всего стоят лампы накаливания, но они сильно нагреваются и расходуют большое количество электроэнергии. Галогеновые лампы характеризуются отличной цветопередачей, но они также сильно нагреваются. Самым оптимальным вариантом являются светодиодные лампочки, которые экономно расходуют электричество.
  • Цветовая температура. Чем ниже данный параметр, тем теплее будет оттенок свечения. Также следует учитывать допустимое отклонение цветовой температуры светодиодных чипов. Это позволит избежать разочарования после монтажа трековой системы если свет будет сильно отличаться от заявленного производителем.
  • Дизайн. Внешний вид светильников должен соответствовать общему стилю оформления интерьера. Но при этом не стоит бояться сочетать классику с современными концепциями.

Особенности монтажа трековых светильников

Установка на опорную поверхность состоит из таких этапов:

  1. Разметка и подготовка монтажных отверстий. Отверстия необходимо расположить так, чтобы расстояние между ними и краями шинопровода составляло не менее 10 см. Рекомендуемое расстояние между креплениями составляет 80 см, расстояние между светильниками должно составлять не менее 20 см.
  2. Определение точки подключения к сети.
  3. Подключение шинопровода к сети через ввод питания.
  4. Установка светильников на шинопровод.
  5. Подача электричества на шину.

Установка трековых светильников на подвес осуществляется таким образом:

  1. Монтажные отверстия располагают на расстоянии не менее чем 10 см от края шинопровода. Учтите, что нельзя крепить шинопровод к несущим конструкциям легких потолков, так как они не выдержат их вес. Рекомендуемое расстояние между креплениями – 80 см.
  2. В основном потолке необходимо просверлить отверстие и вставить дюбель.
  3. С помощью отвеса следует разметить точки прохождения подвеса через подвесной потолок и проделать отверстия в подвесном потолке. Диаметр отверстий должен соответствовать диаметру троса (2-3 мм).
  4. Далее нужно отмерить необходимую длину подвеса и обрезать его.
  5. Трос следует пропустить через отверстия в шинопроводе. Затем подвесы нужно прикрепить к потолку с помощью дюбелей.
  6. Теперь нужно подключить питание к шинопроводу.
  7. Завершающий этап – установка светильников на шинопровод и подача питания.

Мебельная подсветка

Где используются мебельные светильники?

Установка точечных светильников или светодиодных лент подчеркивает оригинальность дизайна мебели, а также используется для зонирования освещения в комнатах. Лампы монтируют на книжных полках или внутри платяных шкафов, располагают вдоль столешниц и на карнизе, крепят к нижней поверхности кресел или мягких диванов, создавая романтическую атмосферу в комнатах.

Ленты со светодиодами, расположенные вдоль кромки зеркал, используют для подчеркивания дополнительных предметов интерьера.

Достоинства и недостатки

Преимущества светодиодной подсветки мебели

  • Дополнительное освещение улучшает условия работы;
  • Элементы обладают пониженным энергопотреблением;
  • Низкий уровень тепловыделения не оказывает негативного воздействия на поверхности мебельных гарнитуров;
  • Ленты можно снять или перенести в другое место;
  • Ресурс подсветки доходит до 50 тыс. часов.

Недостатки

  • Высокая цена светильников и аппаратуры управления;
  • Необходимо применение понижающих трансформаторов;
  • Для установки накладных светильников придется сверлить отверстия;
  • Для подачи питания требуется прокладывать кабели.

Критерии выбора

При подборе элементов подсветки учитывают:

  1. Яркость используемых ламп или светодиодов. Параметр рассчитывается в люменах. Например, для установки в затененных зонах потребуется светильник с повышенной яркостью, а для кухонных гарнитуров используют плафоны с мягким светом.
  2. Потребляемую мощность. При использовании светодиодных полос параметр составляет до 20 В на погонный метр полосы подсветки.
  3. Цветовую температуру, которая выбирается из диапазона от 2700 до 6500 К. Например, для фоновой или декоративной подсветки подходит теплое излучение (до 3000 К), а для рабочих зон применяют холодный поток.
  4. Класс защиты осветительного прибора от пыли и влаги, который зависит от условий эксплуатации подсветки.

Характеристики, параметры и особенности светодиодной ленты

При выборе светодиодной ленты учитывают параметры:

  1. Конфигурацию и тип светодиодов (например модели SMD5050 или 5630), в которых могут использоваться от 1 до 3 кристаллов. Установка дополнительных кристаллов повышает яркость свечения и увеличивает нагрев элемента.
  2. Оттенок и цветовую температуру излучаемого света. Существуют ленты комбинированного типа RGB, оснащенные излучателями красного, синего и зеленого цветов. Производители предлагают светодиодные полосы с цветовой температурой от 2700 (теплое излучение) до 6500 К (холодное).
  3. Количество элементов на 1 погонный метр. Параметр определяет энергопотребление подсветки. На поверхности эластичной подложки (доступны материалы разного цвета, можно подобрать ленту под оттенок панелей мебели) нанесены метки, указывающие на шаг резки.
  4. Категорию защиты от воздействия воды и пыли. Для установки в сырых помещениях применяют ленты стандарта IP6, покрытые эпоксидной или полиэфирной смолой с прозрачной структурой. Класс IP00 указывает на отсутствие защиты. Для установки под водой (например в аквариумах) применяют ленты категории IP68, покрытые слоем полиэтилена и смолы для защиты от воздействия влаги.
  5. Рабочее напряжение. Промышленность предлагает полосы, рассчитанные на 220 В, в мебели используют изделия на 12 или 24 В (для подачи питания применяют трансформатор).

Схема сборки и подключение мебельной подсветки

При подключении светодиодных полос учитывают правила:

  • Элементы подсоединяют с соблюдением полярности;
  • При использовании нескольких лент длиной более 5 м коммутация производится по параллельной схеме.

Краткий алгоритм действий при установке и коммутации лент подсветки:

  1. Произвести разметку рабочих зон и определить длину и тип светодиодной подсветки. Например, ленты фронтального типа имеют угол распределения света до 120°, а торцевые полосы – 90°.
  2. Отмотать и отрезать полосу требуемой длины с учетом линии резки (наносится на подложке пунктиром с дополнительной пиктограммой в виде ножниц). Осмотреть поверхность основания и светодиоды. Повреждения или надрывы не допускаются.
  3. Снять с тыльной стороны подложки защитную пленку и аккуратно наклеить ленту на поверхность стены или мебельного щита. Для повышения адгезии плоскости рекомендуется очистить от пыли и следов жира, а затем обработать нейтральным моющим составом, не разрушающим декоративное покрытие.
  4. Подсоединить выводы полосы к блоку питания и ввести в цепь дополнительные устройства (например блок управления яркостью или приемник сигналов от пульта дистанционного управления). Для подачи питания использовать медный многожильный кабель сечением 0,75 мм².
  5. Подсоединить блок питания к бытовой сети переменного тока, в цепи установить выключатель. Для подключения проводки на контроллере используется планка с винтовыми контактами или пружинными зажимами. При коммутации учитывается полярность светодиодной ленты (в случае ошибки элементы перегорят).
  6. Провести тестирование работоспособности и устранить обнаруженные неисправности.

Подсветка ниши светодиодной лентой

Чем же хороша именно светодиодная подсветка потолка?

  • Она позволяет реализовать идею скрытой подсветки – источник света, то есть светодиодная лента, прокладывается так, что не заметен человеку, но при этом дает достаточно много света и создает светящуюся ауру в комнате.
  • Такую подсветку легко смонтировать самостоятельно.
  • Светодиодная подсветка в определенных случаях может выступать в качестве основного источника света.
  • Это – возможность воплотить в жизнь самые дерзкие фантазии и дизайнерские решения относительно игры света и цвета.
  • Подсветка может быть не только белой или желтой – светодиодные ленты выпускаются в различных цветовых вариациях. В дополнение к светодиодам можно использовать и оптоволокно – отличный «проводник» света, который существенно расширяет возможности организации подсветки.
  • Светодиоды во время работы потребляют мало электроэнергии, а значит, экономичны.
  • За счет подсветки можно четко разграничить зоны в помещении, если это необходимо. Наконец, подсветка может выполнять обычную декоративную роль.

Схемы ниши в разрезе для монтажа светодиодной ленты

Установка светодиодной ленты в фигурный карниз из полиуретана

Для правильной светодиодной подсветки потолка с применением фигурного карниза из полиуретана, зазор между потолком и верхним краем карниза должен быть в пределах 50-150 мм.

Светодиодная лента клеится непосредственно на внутренний край карниза! (Почему не на стену или вниз, написано в конце страницы).

Если внутренние размеры карниза более 50 мм., то блок питания можно разместить внутри него, но лучше во время ремонта заранее вывести питающие провода в отдельное место (нишу, короб), в котором и расположить блоки питания, диммеры, контроллеры.

Так же в коробе удобно прокладывать провода для питания светодиодной ленты длиной свыше 5 метров!

Обратите внимание! Полиуретановый карниз должен быть плотный, желательно изнутри проклеенный фольгой, стыки необходимо проклеивать фольгированным скотчем, это предотвращает просвечивания профиля в ночное время при включенной подсветке!

Установка светодиодной ленты в короб из гипсокартона по периметру

Для равномерной светодиодной подсветки потолка с гипсокартонным коробом по периметру, зазор между потолком и верхним краем короба должен быть не менее 50 мм, оптимально 70-120 мм.

Если с помощью светодиодной ленты Вы хотите максимально осветить комнату, то лента клеится на стену чуть ниже уровня бортика короба так, чтобы свет был направлен в центр помещения.

Если надо мягкую контурную подсветку, то ленту клеить лучше на внутренний край короба! (Почему не на дно короба, написано в низу страницы).

Часто внутренние размеры короба позволяют разместить внутри блок питания, диммер, контроллер, но лучше во время ремонта заранее вывести питающие провода в отдельное место (нишу, короб), в котором расположить всё греющееся оборудование.

Так же в коробе прокладываются провода для питания светодиодной ленты.

Ниша карниза не должна быть слишком глубокой, иначе световой поток "потеряется" внутри короба.

Установка светодиодной ленты в многоуровневый карниз из гипсокартона

Подсветка многоуровневого короба (карниза) делается по тому же принципу, что и одноуровневый.

Светодиодная лента клеится внутрь на внутреннюю или наружную стенку короба.

Минимальное расстояние от потолка (верхнего короба) до верхней границы карниза составляет 50 мм, оптимальное 70-120 мм.

Оптимальное расстояние от стены до внутренней стенки короба составляет 120-150 мм.

Ниша карниза не должна быть слишком глубокой, иначе световой поток «потеряется» внутри короба.

Установка светодиодной ленты в короб из гипсокартона, засветка стены

Для равномерной светодиодной подсветки стен с потолка из гипсокартонного короба по периметру, зазор между стеной и краем короба должен быть не менее 50 мм, допустимо 30-100 мм.

Если наклеить ленту на внутреннюю стенку короба, как указано на рисунке, то на стене при включенной подсветке будет виден резкий световой переход (полоса, граница освещенного и не освещенного участка).

Чтобы максимально засветить стену, светодиодная лента клеится на потолок.

Часто внутренние размеры короба позволяют разместить внутри блок питания, диммер, контроллер и провода для питания светодиодной ленты длиной более 5 метров.

Если ниши без внутреннего пространства (бортика), тогда необходимо во время ремонта заранее вывести питающие провода из короба для ленты и в отдельном месте (нише, коробе), в котором расположить блок питания, диммер, контроллер.

«Парящий потолок» схема установки светодиодной ленты в специальный профиль

Для светодиодной подсветки потолка по периметру с эффектом «парящий потолок», применяется специализированный алюминиевый профиль для натяжного потолка.

Провода питания прокладываются заранее по потолку и выводятся на углах для подключения ленты.

Светодиодная лента клеится во время установки алюминиевых направляющих для натяжного потолка.

Важно! Стены должны быть идеально ровными, иначе при включенной подсветке, на стене будут видны тени от неровностей.

Контурная подсветка потолка, установка ленты за натяжным потолком

Для контурной подсветки потолка изнутри, мы рекомендуем использовать светодиодные ленты хорошего качества с большим гарантийным сроком и высокой светоотдачей!

Лента клеится на заранее смонтированную алюминиевую полосу шириной 10-15 мм., которая предназначена для отвода тепла, тем самым продлевая срок службы ленты!

Рекомендуемое внутреннее расстояние между потолком и натяжным полотном – не менее 100 мм.

Контурная подсветка потолка, установка ленты за натяжным потолком, 2 вариант

На рисунке представлен чертеж сложного варианта двойной контурной подсветки натяжного потолка изнутри.

В двойной контурной подсветке используйте светодиодную ленту разных цветов, к примеру, во внутренний контур белого оттенка, а во внешний контур цветную ленту RGB.

Внимание! Перед монтажом потолка заранее продумайте и проложите питающие провода, а также смонтируйте алюминиевую полосу шириной 10-15 мм., которая будет отводить тепло от ленты, тем самым продлевая срок службы ленты!

Сплошная засветка потолка, установка ленты за натяжным потолком

Для равномерной засветки по всей площади потолка, светодиодная лента должна быть наклеена рядами на одинаковом расстоянии друг от друга.

Расстояние между рядами светодиодной ленты, должно быть не более или лучше равно расстоянию от ленты до натяжного полотна, (на рисунке a=b).

Рекомендуемое внутреннее расстояние между потолком и натяжным полотном – не менее 100 мм.

Альтернатива ленте, светодиодные модули с линзами, которые дают широкий угол засветки 160-170 градусов, или светодиодная сеть.

Подсветка картин и зеркал светодиодной лентой

Для равномерной контурной светодиодной подсветки зеркал или картин, рекомендуем использовать светодиодную ленту с большим количеством светодиодов, 60 - 120 штук на 1 метр.

  • Расстояние между стеной и картиной (зеркалом) должно быть минимум 40 мм, чтобы организовать место для блока питания и мягкую засветку.
  • Светодиодная лента наклеивается по периметру (рамке) зеркала ближе к краю так, чтобы блок питания не загораживал световой поток.
  • Для подсветки зеркал есть специальные тонкие и узкие блоки питания, и сенсорные датчики для включения и диммирования ленты.
  • Лучше заранее предусмотреть место установки блока питания, где-то неподалёку в нише или шкафу, что позволит сократить расстояние между зеркалом и стеной до 20 мм.
  • А для эстетического вида и "мягкой" засветки светодиодную ленту, можно наклеить в алюминиевый профиль с матовым экраном.

Подсветка штор светодиодной лентой

Есть несколько вариантов подсветки штор, всё зависит от того, какой эффект мы хотим получить.

Светодиодную ленту лучше использовать с частым количеством светодиодов, 60 - 120 штук на 1 метр, чтобы на шторе не было видно точек от светодиодов!

Подсвечивая штору светодиодной лентой изнутри (от окна, вариант №1 на чертеже), мы получим мягкую подсветку, так как свечение будет за шторой и часть уйдет в окно на улицу!

Обычно шторы подсвечивают с "лица" (вариант №2 на чертеже), лента клеится на карниз в нише на потолке, и свет плавно падает по всей длине шторы!

Для управления подсветкой, рекомендуем использовать диммер (контроллер), им можно будет выставить желаемую яркость и дистанционно включать.

Блок питания лучше подобрать в узком алюминиевом корпусе и установить за шторой, на стене или потолке.

Для "мягкой" засветки рекомендуем применить алюминиевый профиль с матовым экраном, вклеив в него ленту.